• Выдержки из федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности»
    Х

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

    О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    (с выдержками и сокращениями)

    Принят

    Государственной Думой

    19 января 2007 года

     

    Одобрен

    Советом Федерации

    2 февраля 2007 года

     

     

    Статья 1. Основные понятия

     

    В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

    1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

    1.1) зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных;

    1.2) соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации;

    4) обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

    5) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:

    а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

    б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

    7) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагажуправомоченному на его получение лицу (получателю);

    7.1) подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;

    7.2) силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

    9) субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

    (п. 9 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

    10) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

    12) транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;

     

    Статья 2. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

     

    1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

    2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

    1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

    2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

    3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

    4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры;

    5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

    6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

    7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

    8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

    9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

    10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

     

    Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности

     

    Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

    1) законность;

    2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

    3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

    4) непрерывность;

    5) интеграция в международные системы безопасности;

    6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     

    Статья 8. Требования по обеспечению транспортной безопасности

    1. Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

    4. Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 настоящего Федеральногозакона устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства либо находящимися на них.

     

     

    Статья 12.2. Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

    1. В случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

    2. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.

    3. В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований. Повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

    4. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра и (или) повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

    5. Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности направлены на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, а также на обнаружение транспортных средств и иных материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.

    7. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с правилами, предусмотренными частью 13 настоящей статьи, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

    8. Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

    9. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.

    10. В случае распознавания в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии спланом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией. Полиция на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".

    11. Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются.

    12. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

    13. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

    14. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности включают в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

     

    Статья 12.3. Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

     

    1. Для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на приобретение, хранение и применение специальных средств, а также электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, имеющих выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - электрошоковые устройства и искровые разрядники).

    2. Для защиты объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации также имеют право на приобретение, хранение и применение служебного огнестрельного оружия.

    3. Для защиты объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющиеся подразделениями транспортной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации также имеют право на получение, хранение и применение боевого ручного стрелкового оружия.

    4. Работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения указанных периодических проверок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия.

    5. Работники подразделений транспортной безопасности после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на:

    1) ношение и хранение служебного огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, а работники подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющихся подразделениями транспортной безопасности, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, также на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия;

    2) применение физической силы, служебного огнестрельного оружия, специальных средств в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране", а работники подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющихся подразделениями транспортной безопасности, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, также на применение боевого ручного стрелкового оружия в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране";

    3) применение электрошоковых устройств и искровых разрядников на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах для их защиты от актов незаконного вмешательства в случае:

    отражения нападения на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства;

    отражения нападения на работников подразделений транспортной безопасности или лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

    пресечения сопротивления, оказываемого нарушителем работникам подразделений транспортной безопасности, при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

    задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности.

     

    Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

    2. Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением:

    1) объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на федеральных автомобильных дорогах, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, а также судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях и оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации;

    2) объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо бюджетными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

    3. Особенности оснащения транспортных средств воздушного транспорта системами видеонаблюдения, а также сроки и этапность их ввода в эксплуатацию определяются Правительством Российской Федерации.

    4. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 года.

     

    Президент

    Российской Федерации

    В.ПУТИН

    Москва, Кремль

    9 февраля 2007 года

    N 16-ФЗ

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 года №1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»
    Х

    Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. N 1208
    "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта"

     

    1. Настоящий документ определяет требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах различных видов транспорта.

    2. Физические лица, следующие либо находящиеся на ОТИ или ТС, обязаны:

    а)осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Министерством транспорта России по согласованию с МВД и ФСБ России;

    б)выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей;

    в)информировать силы обеспечения транспортной безопасности о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС.

    3. Физическим лицам, следующим либо находящимся на ОТИ или ТС, запрещается:

    а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на ОТИ и (или) ТС;

    б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;

    в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уведомления сил ОТБ и прохождения процедуры досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О транспортной безопасности";

    г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование ОТИ, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов ОТИ или ТС, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, пассажиров и других лиц;

    д) передавать документы сторонним лицам, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;

    е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов);

    ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ или ТС;

    з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ или ТС;

    и) использовать маломерные самоходные и несамоходные суда (плавательные средства) на участках акваторий морских портов, используемых для посадки (высадки) пассажиров и (или) перевалки грузов повышенной опасности, определенных обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми Минтрансом России.


  • Административная ответственность в области транспортной безопасности (Выдержка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.11.15.1)
    Х

    Административная ответственность в области транспортной безопасности

    (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях)

    Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

    1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  • Уголовная ответственность в области транспортной безопасности (Выдержка из Уголовного Кодекса Российской Федерации ст.263.1)
    Х

    Уголовная ответственность в области транспортной безопасности

    (Уголовный кодекс Российской Федерации)

     

    Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

    1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

    2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

    наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, -

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, -

    наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.


  • Выдержки из постановления правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта»
    Х

    Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

    (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1633 выдержки)

    1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

    2. Настоящий документ применяется в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию:

    железнодорожные вокзалы и станции;

    железнодорожные тоннели, мосты, эстакады;

    участки железнодорожных путей, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части железнодорожного транспорта здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющиеся объектами транспортной инфраструктуры, определяемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

    4. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

    5. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры:

    в) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:

    работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);

    специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

    о) информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:

    допуска в зоны транспортной безопасности вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;

    перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;

    проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

    совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;


  • Выдержка из приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности"
    Х

    Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227"Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности"

    (выдержка с сокращениями)

    Правила проведения досмотра обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности (ПТБ), а также иными лицами, прибывающими и находящимися на вокзальном комплексе.

    Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на субъект транспортной инфраструктуры. Решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону транспортной безопасности (далее - ЗТБ) или ее часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности из числа работников ПТБ.         

    Досмотр проводится на КПП, постах, расположенных на границах ЗТБ или ее частей, а также в ЗТБ на ОТИ (ТС).

    В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр и повторный досмотр соответственно) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее - объекты досмотра), направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ), а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.

    Наблюдение и (или) собеседование проводится в целях обеспечения транспортной, направленные на выявление лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ.

    В целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда), в ЗТБ или ее часть, а также оснований для перемещения в ЗТБ или ее часть материальных предметов может проводиться установление личности по документам, удостоверяющим личность и (или) проверка пропусков и (или) иных документов, относящихся к объектам досмотра, включая их сверку с образцами и с информацией в перевозочных документах,

    При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра используются технические средства досмотра, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть:

    1. Рентгенотелевизионные установки

    2. Радиоскопические установки

    3. Стационарные, переносные и ручные металлодетекторы       

    4. Газоаналитическая и химическая аппаратура

    5. Устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ.

    Доведение работниками досмотра (в голосовой или аудиовизуальной форме) требования к физическим лицам (объектам досмотра):

    - выложить, положить в досмотровые лотки (корзины), находящиеся при них предметы, содержащие металлы, мобильные телефоны, портативные и планшетные компьютеры, фото-, видео-, кино-, радиоаппаратуру;

    - снять, положить в досмотровые лотки (корзины) верхнюю одежду, головные уборы, ремни, пояса, обувь (в отношении ремней и поясов шириной менее 4 см, толщиной менее 0,5 см, а также обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см, данное требование является рекомендательным), применение подпункта обязательно на КПП, постах на границе перевозочного сектора;

    - поставить досмотровые лотки (корзины) и прочие вещи, находящиеся при физических лицах - объектах досмотра на транспортер рентгенотелевизионной установки;

    Физические лица, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, при наличии медицинских документов, и (или) информировании ими работников досмотра о противопоказаниях к обследованию таких лиц с применением средств досмотра, досматриваются ручным (контактным) способом.

     

    В качестве иных способов досмотра могут использоваться:

    - визуальный осмотр материальных объектов досмотра и их содержимого;

    - проверка массо-габаритных параметров материальных объектов досмотра, с последующей оценкой их соответствия техническим паспортным данным, а также данным в перевозочных документах;

    - использование одорологических способностей служебных собак;

    - ручной контактный способ досмотра, заключающийся в выявлении предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению, посредством контакта рук работника досмотра с поверхностью материальных объектов досмотра;

    - ручной контактный способ досмотра для выявления предметов и веществ, сокрытых в одежде или под одеждой физических лиц. Указанный способ может применяться только при получении согласия досматриваемого лица, работником досмотра одного пола с досматриваемым;

    - визуальный осмотр материальных объектов досмотра и проверка целостности внешней упаковки, пломбировки (маркировки) при наличии сопроводительных документов, предусмотренных законодательством о техническом регулировании и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и содержащих информацию, указывающую на наличие свойств, препятствующих проведению досмотровых мероприятий иными способами.

     

    ПОЛНОМОЧИЯ РАБОТНИКОВ ДОСМОТРА

    (выдержка из Приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227)

    Работники досмотра обязаны:

    1. знать и выполнять настоящие Правила при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра;

    2. принимать участие в защите ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с планами ОТБ;

    3. выявлять попытки совершения и подготовку к совершению АНВ при исполнении должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;

    4. проводить сверку и (или) проверку документов, оценивать данные, выводимые техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ и/или ТС;

    5. не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленными законами и нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими порядок и условия их перевозки

    6. быть внимательными и вежливыми с объектами досмотра - физическими лицами и не допускать действий, унижающих их достоинство;

    7. не допускать повреждения материальных объектов досмотра, документов и пропусков;

    8. оказывать в пределах своей компетенции в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС содействие правоохранительным органам в решении, возложенных на них задач, обеспечивать сохранность предметов, веществ и документов, являющихся орудием совершения АНВ, а также места совершения АНВ;

    использовать технические средства обеспечения транспортной безопасности в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;

    9. информировать уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России о лицах, застигнутых при совершении АНВ или подготовке к совершению АНВ, а также лицах, оказывающих сопротивление работникам досмотра при исполнении должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности;

    10. информировать уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России об обнаружении и идентификации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях и, о перемещавших их лицах;

    11. участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, содержащихся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

    Работники досмотра в рамках своих должностных полномочий имеют право:

    1. требовать от физических лиц, следующих или находящихся на ОТИ и ТС, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности;

    2. сверять документы, удостоверяющие личность с личностью физических лиц, а также проверять у физических лиц на КПП (постах), перевозочные документы, пропуска, а также прочие документы, для выявления оснований для перемещения физических лиц и (или) материальных объектов досмотра в ЗТБ или ее часть, либо их нахождения в ЗТБ;

    3. проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр объектов досмотра на КПП (постах) досмотра, а также в ЗТБ ОТИ и ТС или ее части;

    4. пресекать в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности совершение АНВ и подготовку к совершению АНВ, при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;

    5. применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством.

     

    ПОЛНОМОЧИЯ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАБЛЮДЕНИЕ И СОБЕСЕДОВАНИЕ

    (выдержка из Приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227)

     

    Работники, осуществляющие наблюдение и собеседование обязаны:

    1.                знать и выполнять настоящие Правила при проведении наблюдения и (или) собеседования;

    2.                принимать участие в защите ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности;

    3.                выявлять попытки совершения и подготовку к совершению АНВ при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;

    4.                проводить сверку и (или) проверку документов, наблюдение и (или) собеседование с физическими лицами, а также оценивать данные, выводимые техническими средствами ОТБ, для выявления признаков связи физических лиц с совершением АНВ или подготовкой к совершению АНВ в отношении ОТИ и/или ТС;

    5.                сверять документы, удостоверяющие личность с личностью физических лиц, проверять у физических лиц на КПП (постах) перевозочные документы, пропуска, а также иные документы для выявления оснований для прохода (проезда) физических лиц и (или) перемещения материальных объектов досмотра в ЗТБ или ее часть, либо их нахождения в зоне транспортной безопасности или ее части;

    6.                использовать технические средства обеспечения транспортной безопасности в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;

    7.                быть внимательными и вежливыми с объектами досмотра - физическими лицами и не допускать действий, унижающих их достоинство;

    8.                не допускать повреждения материальных объектов досмотра, документов и пропусков;

    9.                оказывать в пределах своей компетенции в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач, обеспечивать сохранность предметов, веществ и документов, являющихся орудием совершения АНВ, а также места совершения АНВ;

    10.           оформлять на КПП, постах, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС Акты и Журналы, приведенные в Приложениях к настоящим Правилам;

    11.           участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, содержащихся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС;

    12.           пресекать в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности совершение АНВ и подготовку к совершению АНВ, при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;

    13.           применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством;

    14.           информировать уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России о лицах, застигнутых при совершении АНВ или подготовке к совершению АНВ, а также лицах, оказывающих сопротивление работникам досмотра при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности;

    15.           выполнять иные функции по поручению уполномоченных в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие достижение целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования и их качество.

     

    Основаниями для пересечения объектами досмотра физическими лицами границ технологического сектора ЗТБ или критического элемента ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории соответствующих частей ЗТБ, являются:

    - наличие постоянных или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность, оформленных в установленном порядке, действующих на момент проведения досмотра;

    - отсутствие запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена Приказом;

    - выполнение такими лицами Требований по соблюдению транспортной безопасности.

    Основаниями для пересечения объектами досмотра - физическими лицами границ перевозочного сектора ЗТБ ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории данной части ЗТБ, являются:

    - наличие постоянных или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность или документов, удостоверяющих личность и перевозочных (проездных) документов, посадочных талонов (если они необходимы), оформленных в установленном порядке (в том числе в электронном виде), действующих на момент проведения досмотра;

    - отсутствие у таких лиц запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена Приказом;

    - выполнение такими лицами Требований по соблюдению транспортной безопасности.

    Основаниями для пересечения объектами досмотра – иными материальными объектами границ перевозочного и технологического секторов ЗТБ или критического элемента ОТИ или ТС, а также основанием для нахождения таких объектов досмотра на их территории, являются:

    - наличие перевозочного документа и (или) пропуска на данный материальный объект, оформленных в установленном порядке и действительных на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

    - отсутствие в данных материальных объектах досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, перемещаемых в ЗТБ или ее часть без законных на то оснований или в нарушение правил (порядков, условий) перевозки, установленных нормативными правовыми актами, действующими на воздушном, морском, речном, железнодорожном, автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве, городском наземном электрическом транспорте, метрополитене, а также установленных правил перевозки.

    При прохождении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, собеседования на КПП, постах объекты досмотра - физические лица:

    предъявляют действительные пропуска, перевозочные и удостоверяющие личность документы по запросу работника ПТБ; а также все материальные предметы, перевозимые, проносимые в ЗТБ ОТИ и (или) ТС, верхнюю одежду, обувь, головные уборы, предметы под одеждой; а также автотранспорт, самоходные транспортные средства, машины и механизмы или их части, для проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

    проходят обследование с помощью средств досмотра, в том числе по дополнительным запросам работника ПТБ, пройти такое обследование в очередной раз;

    выполняют требования работников досмотра по недопущению проноса (провоза) в ЗТБ ОТИ и (или) ТС или их части предметов и веществ, указанных в Перечнях;

    выполняют требования работников досмотра по недопущению прохода (проезда) в ЗТБ ОТИ и (или) ТС или их части физических лиц и транспортных средств, не имеющих на это правовых оснований;

    дают ответы на вопросы работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование, связанные с установлением связи данных физических лиц с совершением или подготовкой к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

    При осуществлении транзитной, трансферной перевозки, включая перевозку со сменой вида транспорта, досмотр объектов досмотра, может не производиться в случае, если досмотр этих, ранее допущенных к перевозке объектов досмотра, проводился в соответствии с настоящими Правилами, и в ходе перевозки они находились в границах перевозочных или технологических секторов ЗТБ ОТИ и ТС, в отношении которых установлен один и тот же уровень безопасности.

    Досмотр при пересечении объектами досмотра границ перевозочного и технологического секторов ЗТБ ОТИ автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта и метрополитенов может не производиться если, ранее их досмотр был проведен при пересечении границы сектора свободного доступа ОТИ в объеме, достаточном для выявления и обнаружения предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также физических лиц, не имеющих оснований для нахождения в ЗТБ ОТИ или ТС или их частей, и данные объекты досмотра не покидали границ ЗТБ.

    Досмотр при пересечении объектами досмотра границ перевозочного и технологического секторов ЗТБ ТС может не производиться если ранее их досмотр был проведен при пересечении границ перевозочного и технологического секторов ЗТБ ОТИ, в объеме, достаточном для выявления и обнаружения предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также физических лиц, не имеющих оснований для нахождения в ЗТБ ТС или её частей, а досмотренные объекты досмотра не находились вне границ ЗТБ.

    Ограничение и запрет на перемещение в ЗТБ или ее часть оружия и взрывчатых веществ, включенных в Перечни, не распространяется на взрывчатые вещества, оружие, их снаряжение и компоненты, предназначенные для решения боевых и оперативно-служебных задач, и состоящие в соответствии с нормативными правовыми актами РФ на вооружении государственных военизированных организаций, при их перемещении сотрудниками таких организаций на законном основании, а также с учетом особенностей их перевозки в соответствии с правилами перевозки на видах транспорта.

    Дипломатическая почта, консульские вализы и приравненная к ним иная официальная корреспонденция, перемещаемые в ЗТБ ОТИ или ТС, должны иметь видимые внешние признаки (замки, сургучные печати, опечатанные бирки с указанием пункта назначения и отправки), а дипломатические курьеры должны иметь при себе курьерский лист. Дипломатические отправления (корреспонденция) при подозрении на наличие в них оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, включенных в Перечни, могут быть досмотрены без вскрытия упаковки по решению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности ОТИ или ТС, в присутствии полномочного дипломатического курьера с применением средств досмотра, обязательным видео и аудио документированием и составлением акта досмотра.

    Досмотр конвоируемых лиц перед их посадкой на ТС осуществляется должностными лицами караула и (или) конвоя, в том числе совместно с сотрудниками органов МВД России в присутствии работников досмотра.

    Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр личного состава караула и (или) конвоя, осуществляющего сопровождение конвоируемых лиц, проводится на общих основаниях с учетом особенностей, установленных пунктом 44 настоящих Правил.


  • Технические средства досмотра, принципы работы и воздействие на человека
    Х

    Применяемые технические средства досмотра, принципы работы и воздействие на человека

     

    Рентгенотелевизионные установки

    В современных досмотровых комплексах наиболее распространены интроскопические установки, работающие в рентгеновском диапазоне длин электромагнитных волн. Рентгеновское излучение проникает сквозь непрозрачные тела и предметы. Во-вторых, оно поглощается веществами тем интенсивнее, чем больше их атомный (порядковый) номер в периодической системе Менделеева. В-третьих, рентгеновское излучение вызывает свечение некоторых химических веществ и соединений. В-четвертых, рентгеновские лучи обладают линейным характером распространения.

    Таким образом, рентгенографический контроль с использованием направленного рентгеновского излучения различной интенсивности позволяет получать видимое статическое изображение внутренней структуры устройства, содержащего ВВ, а также подозрительных предметов, скрытых на человеческом теле. В качестве основного наиболее информативного и эффективного инструмента для досмотра ручной клади и багажа используются различного типа рентгеновские или рентгенотелевизионные установки (РТУ). РТУ позволяют в режиме реального времени рассмотреть внутреннюю структуру контролируемого объекта, идентифицировать инородные включения или дефекты. Возможности рентгенотелевизионных систем позволяют обнаружить отдельные элементы оружия и взрывных устройств, контейнеры с опасными вложениями и другие запрещенные к провозу предметы.

    Рентгенотелевизионные установки имеют сертификаты соответствия, экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии источников ионизирующего излучения нормам радиационной безопасности, а значит соответствуют требованиям:

    - СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)»;

    - СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения»;

    - СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010);

    - СанПин 22.6.1.2369-08 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками»

     

    Стационарные, переносные и ручные металлодетекторы

    В основу работы практически всех моделей портативных металлоискателей положен вихретоковый метод контроля. Суть метода заключается в регистрации электромагнитного поля вихревых токов, возбуждаемых в электропроводящем (металлическом) объекте при питании вихретокового преобразователя (ВТП) - датчик (это может быть одна или несколько катушек индуктивности различной формы, оформленные конструктивно в виде поискового элемента прибора) переменным током низкой частоты (от единиц до сотни килогерц).

    Стационарные металлодетекторы устанавливаются на контрольно-пропускных пунктах, в досмотровых помещениях и выполняются в виде П-образных ворот или пары вертикально стоящих параллельных стоек. Блок электроники может размещаться как над контролируемым проходом (в верхней части арки), так и отдельно (блок подключается к арке с помощью кабеля и устанавливается на столе дежурного). В настоящее время широкое распространение получили многозоновыеметаллодетекторы. В этих моделях, помимо сигнала о наличии металлического объекта, выводится информация о месте расположения его по высоте (по зонам).. Любой металлотетектор — это приемник электромагнитного излучения, на работу которого влияют различные помехи, вызываемые действующим электрооборудованием (силовые кабели и щиты, электродвигатели, компьютерное оборудование, мониторы, телевизоры и т.д.). От правильного выбора порога чувствительности зависит металлодетектора. При увеличении чувствительности повышается число ложных срабатываний, при уменьшении – снижается вероятность обнаружения запрещенных предметов.

    Ручной селективный микропроцессорный металлодетектор.

    Тактика использования данного прибора, зависит от задач стоящих перед ними. При осуществлении полного досмотра, когда необходимо найти даже мелкие металлические предметы, детектор плавно проводят вдоль тела на расстоянии 2-5 см. Детектор держат на расстоянии 25 см., что позволяет выявлять металлические предметы по массе равные пистолету Макарова при этом детектор не будет реагировать на мелкие предметы (металлическая фурнитура одежды и т.д.). Предназначен для поиска металлических предметов в диэлектрических и слабопроводящих средах, снабжен аудио-визуальной индикацией обнаружения различного тона и цвета для черных и цветных металлов.


  • Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (Выдержка из приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227)
    Х

    Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть

    (выдержка из Приказа Минтранса России от 23.07.2015 N 227)

    1. Перечень оружия

    1.1.Боевое оружие и его основные части, а также боеприпасы к такому оружию.

    1.2.Оружие гражданское и служебное.

    1.2.1.Оружие гражданское и его основные части;

    1.2.2.Оружие самообороны;

    1.2.3.огнестрельное гладкоствольное длинноствольное:

    огнестрельное ограниченного поражения (пистолеты, револьверы, бесствольные устройства);

    газовые пистолеты и револьверы;

    механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;

    электрошоковые устройства и искровые разрядники.

    1.2.4.Спортивное оружие:

    огнестрельное с нарезным стволом;

    огнестрельное гладкоствольное;

    пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.

    холодное клинковое и метательное оружие.

    1.2.5.Охотничье оружие:

    огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

    огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

    огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

    пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж.

    1.2.6.Сигнальное оружие.

    1.3.Оружие, производимое только для экспорта, отвечающее требованиям стран-импортеров;

    1.4.Оружие служебное и его основные части;

    1.4.1.Оружие огнестрельное:

    - гладкоствольное и нарезное короткоствольное с дульной энергией не более 300 Дж;

    - гладкоствольное длинноствольное;

    - ограниченного поражения.

    1.4.2.Основные части служебного огнестрельного оружия.

    1.5.Холодное оружие.

       

    2. Перечень взрывчатых веществ

    2.1.Средства пиротехнические:

    1)средства термитные, шнуры огнепроводные и стопиновые; 2)средства осветительные и фото осветительные; 3)средства сигнальные; 4)средства фейерверочные; 5)средства дымовые;

    6)средства пироавтоматики;7)средства пиротехнические имитационные, учебно-имитационные и прочие.

    2.2.Взрывчатые вещества:

    1)Бризантные; 2)Промышленные; 3)Инициирующие;

    4)Самодельные взрывчатые вещества на основе соединений азота и иные смесевые со средствами инициирования или без них;

    5)Перхлораты;

    6)Пороха пироксилиновые, дымные и прочие.

    2.3.Составные части взрывных устройств:

    1)Заряды твердотопливные;

    2)Средства инициирования:

    2.4.Снаряжение и прочие составные части взрывных устройств:

    1)шашки снаряжательные;

    2)шашки (детонаторы).

     

    3. Перечень других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть

    3.1.Предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты:

    соединения и изделия с радиоактивными изотопами;

    источники гамма-излучения (на основе изотопов цезия, кобальта);

    источники альфа - и нейтронного излучения;

    источники образцовые рентгеновского излучения;

    источники бета-излучения;

    источники тепла закрытые радионуклидные;

    источники гамма- и тормозного излучений;

    источники тепла закрытые радионуклидные на основе радионуклидов альфа-излучения;

    источники образцовые альфа-излучения;

    источники тепла закрытые радионуклидные на основе радионуклидов бета-излучения.

    источники образцовые бета-излучения;

     

    3.2.Предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты:

    3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон;

    Сероводород;

    Адамсит;

    Сероуглерод;

    Азотная кислота;

    Си-Эн (от англ. CN) - хлорацетофенон;

    Аконит;

    Си-Эс (от англ. CS) - динитрил о-хлорбензилиденмалоновой кислоты;

    Аконитин;

    Си-Ар (от англ. CR) - дибензоксазепин;

    Аммиак;

    Синильная (цианистоводородная) кислота, Циклон-Б и цианиды металлов;

    Ангидрид уксусной кислоты;

    Скополаминагидробромид;

    Арсин;

    Стрихнина нитрат и его лекарственные формы в разных дозировках;

    Ацеклидин (3-хинуклидинилацетат);

    Спирт этиловый синтетический, технический и пищевой, непригодный для производства алкогольной продукции;

    Би-Зет - Хинуклидил-3-бензилат (от англ. BZ) - 3-хинуклидиловый эфир бензиловой кислоты;

    Сумма алкалоидов красавки;

    Бромистый водород;

    Соли пирофосфорной кислоты;

    Бруцин;

    Соли цианистой и роданистоводородной кислот;

    ВИ-газ, Ви-Экс (от англ. VX), ЕА 1701 - О-этил-8-2-диизопропиламиноэтилметилфосфонат;

    Таллий и его соли;

    Гексафторид вольфрама;

    Тетракарбонил никеля;

    Гиосциамин - основание, камфорат (L-тропилтропат (камфорат), сульфат (L-тропилтропат (сульфат);

    Тетраэтилсвинец и его смеси с другими веществами (этиловая жидкость и прочие), кроме этилированных бензинов;

    Глифтор (1,3-дифторпропанол-2 (1) 70 - 75%, 1-фтор-3-хлорпропанол-2 (2) 10-20%);

    Треххлористый фосфор;

    Горчичный газ (иприт);

    Трифторид бора;

    Жидкость И-М (этилцеллозольва 50%, метанола 50%);

    Фосген и дифосген;

    Жидкость, содержащая хлорид натрия, нитрат уранила, 4-хлорбензальдегид;

    Фосфид цинка;

    Зарин и Зоман;

    Фосфор белый (фосфор желтый);

    Змеиный яд;

    Ферроцианиды;

    Диборан;

    Фтор и фторзамещенные сильные органические кислоты;

    Изосафрол Карбахолин

    Фтористый водород (плавиковая кислота);

    Лизергид;

    Формальдегид;

    Люизит;

    Хлороформ (Трихлорметан);

    Малеиновый ангидрид;

    Хлор и хлорзамещенные сильные органические кислоты;

    Меркаптофос;

    Хлорид бора;

    Метиловый спирт;

    Хлористый водород (соляная кислота);

    Мышьяковистый ангидрид и его производные, включая их лекарственные формы в разных дозировках;

    Хлорпикрин;

    Мышьяковый ангидрид и его производные, включая их лекарственные формы в разных дозировках;

    Цианистый водород;

    Новарсенол (5-(3-амино-4-оксифениларсено)-2-гидроксианилинометилсульфоксилат);

    Циановая и циануровая кислоты, замещенные фторированные и хлорированные;

    Перфторизобутен;

    Цианплав;

    Пиперональ;

    Цинхонин;

    Промеран (3-хлорртуть-2-метоксипропилмочевина) и его лекарственные формы в разных дозировках;

    Щавелевая кислота;

    Пчелиный яд очищенный;

    Экстракт чилибухи;

    Рицин;

    Эргометрин и его соли;

    Ртуть металлическая, а также соли ртути;

    Эрготамин и его соли;

    Сафрол;

    Этилмеркурхлорид;

    Сернистый газ;

    Этиленоксид;

    Серная кислота;

    Этиленгликоль.

     

    3.3.Предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты:

    3.3.1.Бактерии (включая риккетсиозы и хламидии)

    3.3.2.Грибки     

    3.3.3.Вирусы, вызывающие болезни

     

    3.4.Предметы, содержащие взрывчатые вещества

    3.4.1.Патроны к гражданскому и служебному оружию:

    1)Патроны к гражданскому оружию самообороны:

    травматического действия к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному;

    травматического действия к огнестрельному ограниченного поражения (пистолетам, револьверам, бесствольным устройствам); газового действия;

    2)Патроны светозвукового действия;

    3)Патроны к гражданскому спортивному и охотничьему оружию:

    огнестрельному с нарезным стволом; огнестрельному гладкоствольному; пневматическому;

    4)Патроны сигнальные к оружию: огнестрельному; сигнальному;

    5)Патроны к огнестрельным изделиям производственного назначения, конструктивно сходным с огнестрельным оружием;

    6)Патроны к служебному огнестрельному оружию:

    гладкоствольному и нарезному короткоствольному;

    ограниченного поражения;

    7)Патроны, производимые только для экспорта;

    8)Патроны испытательные: для оружия с нарезным стволом; для гладкоствольного оружия.

    3.5. Изделия, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, пневматическим оружием и холодным оружием, а также способные применяться при совершении АНВ в качестве таких видов оружия (за исключением перемещаемых в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС в целях обеспечения их деятельности и обслуживания находящихся на них физических лиц изделий, сертифицированных в установленном порядке в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, а также столовых приборов, соответствующих параметрам и размерам, установленным ГОСТ Р 51687-2000. "Государственный стандарт Российской Федерации. Приборы столовые и принадлежности кухонные из коррозионностойкой стали. Общие технические условия" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 19 декабря 2000 г. N 383-ст)


ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-
СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР

8 800 775 00 00

Контакты центра содействия мобильности:

8 (800) 775-00-00,
доб. 1 (в тоновом режиме), 
по России бесплатно

+7 (499) 605-20-00
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

электронный адрес:

info@rzd.ru