Новости

Вернуться к списку новостей

Сергей Абрамов: «Я не против флешмобов на вокзалах».

    Руководитель дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» о том, какие перемены ждут московские вокзалы     В интервью «Московским новостям» Сергей Абрамов объяснил, почему хочет убрать шаурму с Ленинградского, как будет выглядеть новый Курский вокзал и на чьи деньги строятся привокзальные часовни РПЦ.     - Как изменятся московские вокзалы в ближайшее время?     - У нас есть концепция эффективного развития инфраструктуры вокзалов до 2030 года. Прежде чем ее разработать, мы оценили международный, советский опыт… В идеале мы хотим, чтобы вокзал стал комфортным местом не только для тех, кто куда-то поедет на поезде или электричке. Он должен стать удобным и востребованным и для тех, кто просто живет в городе. Хотите гостиницу, хотите ресторан, банковские услуги…     - То есть вокзал как место, куда любой может прийти пообедать или купить что-то в торговом центре… Просто пока в наши вокзалы не особенно хочется без необходимости заходить, если честно.     - Да, вокзал должен стать местом, где всем будет интересно и где каждый может получить нужную ему услугу и возможность скрасить досуг. К примеру, вполне вероятно, что в результате реконструкции Казанского вокзала столицы, которая завершится к концу следующего года, там появится кинотеатр. Этот инвестпроект будет реализован совместно с партнером из бизнес-среды. Сейчас обсуждаются детали и изучаются технические условия. Создать комфортный транспортный узел не так сложно, потому что у наших вокзалов есть конкурентное преимущество - еще в советские, а потом в российские времена мы строились в центральной части городов. Достаточно внести изменения в генпланы городов, транспортные схемы, реконструировать или построить на их базе новые вокзалы. И это создаст для всех комфортную питательную среду. В первую очередь для тех, кто в ней работает, - коммерческих структур, социальных институтов.     Весь московский узел будет реконструирован в 2013 году. До конца этого года мы закончим работы на Рижском, Павелецком и Савеловском вокзалах. В новом году мы завершим реконструкцию и реставрацию Ленинградского вокзала. Вдобавок сейчас мы проектируем новый Курский вокзал.     - Как именно он изменится?     - Курский вокзал мы спроектируем в следующем году, поэтому пока ответить на ваш вопрос сложно. Но эскизы, которые предоставили нам наши партнеры - английские и французские архитекторы, - впечатляют. В конце 2013 - начале 2014 года начнем строительство. В новом здании будет удобнее устроена транспортная схема - с надпутевым строительством и множеством парковочных мест. Вокзал станет больше по площади, но вряд ли мы будем делать это за счет увеличения этажности. Сразу скажу, вокзал даже во время строительства будет продолжать работу.     - Что будет с Рижским вокзалом? Сейчас там очень маленький пассажиропоток - около пятидесяти человек в час…     - Пассажиропоток на Рижском вокзале, после того как мы реконструируем его до конца этого года, увеличится. Но не за счет того, что мы добавим какие-то новые направления, а за счет уникальности самого места. Поясню: у нас на каждом вокзале свои яркие проекты. Памятники, коммерческие проекты… Вот на Рижском мы создаем артсреду, где будем предлагать молодым деятелям культуры, искусства проводить массовые мероприятия, выставки, конференции. Это место, где в Москве можно будет талантливым деятелям культуры с нами посотрудничать.     - Вот вы Рижский вокзал хотите сделать артпространством. Но ведь если там ктонибудь захочет устроить, скажем, флешмоб, придется это долго согласовывать с администрацией вокзала. И сама суть флешмоба пропадет.     - Флешмобы не нужно будет согласовывать. У нас на вокзалах уже проводили какие-то перфомансы, и о многих таких историях мы узнавали постфактум. Например, видели ролики на YouTube. Любые красивые мероприятия я поощряю, потому что это формирование новой истории, новой культуры вокзалов…     - А охранники РЖД к этому готовы?     - Ну флешмобы сейчас проводятся, вы же видите… На Курском, на Ленинградском это было, никто не мешал им. Сейчас у нас в дирекции формируется специальная группа, которая будет отвечать за мероприятиях на вокзалах.     - Вы говорили о том, что на вокзалах должно появиться больше услуг. О чем речь?     - Мы хотели, чтобы на всех вокзалах России люди получали услуги одинаково высокого качества. Поэтому приняли решение, что у нас будут именно сетевые партнеры. Если аптеки - то они одинаковые по всей стране, если кафе - то также под узнаваемыми брендами. Проводили тендеры, нашли компании, которые создадут сеть услуг на всех вокзалах России. Главное, чтобы цены внутри вокзала были не выше, чем в городе, а качество не хуже, а возможно, даже и лучше. Ведь в конце концов мы в РЖД отвечаем за все, что есть на вокзалах.     - Если говорить о питании, то что делать с шаурмой, которую уже продают? Это вообще всех ларьков касается. Куда их денете?     - Шаурма, по крайней мере в том виде, в котором она сейчас на вокзалах есть, не будет продаваться. Хотя понятно, что когда мы внутри РЖД формировали концепцию оказания услуг на вокзалах, мы понимали, что вокзальный бизнес в свое время был организован, там уже есть определенная бизнес-среда. Нужно было не просто навести в ней порядок, но и создать условия, привлекательные не только для потребителей, но и для бизнесменов. К примеру, у Киевского вокзала долгое время был большой хаотичный цветочный рынок. Мы решили его ликвидировать. Ко мне пришел директор, который двадцать лет проработал на этой точке и который, я уверен, зарабатывал немало с этих продаж. Мы договорились, что цветочный рынок в таком виде он уберет и, если захочет, может подготовить проект, который бы дотягивал до наших стандартов. Он пошел нам навстречу, пишет проект, будет работать легально. И есть еще такие примеры. Сейчас наше условие, чтобы услуги были исключительно в легальном поле. Это значит также, что все люди, которые работают на вокзале, - продавцы, официанты, грузчики - должны быть официально оформлены.     - Можно ли как-то малому бизнесу попасть на вокзалы?     - Конечно. Можно получить франшизу и стать представителем сетевых услуг в столице или в регионах. Можно создать свой бизнес на конкретном вокзале. Хотя многие малые предприниматели поначалу воспринимают формируемую структуру как нечто, что лишает их дела, прибыли. Но это не так. Мы, наоборот, создаем удобные условия для развития малого бизнеса, люди приходят, чувствуют в себе силы и работают.     - Например?     - У нас на Курском вокзале работает тир. Доход там небольшой, но все равно предприниматель этим занимается. Но в целом активность малого и среднего бизнеса пока невысокая.     - Они боятся связываться с РЖД?     - Не думаю, что боятся. Люди пока еще не чувствуют, что инфраструктура открытая. Поэтому наша задача - убедить их, что мы сами заинтересованы в обсуждении концепций и идей.     - Вам лично чего не хватает на московских вокзалах?     - Мне кажется, что на вокзалах не хватает бытовых услуг. То, что есть в дорогих бизнес-центрах и гостиницах, должно быть и у нас на вокзале. Элементарно обувь почистить хочется. Не нужны большие инвестиции, но с нашей стороны нужна гарантия бизнеса, что это будет длительный договор аренды, и гарантия со стороны предпринимателя, что он понимает, что делает, и не выйдет из дела через несколько лет. Нам важно, чтобы была преемственность, чтобы они формировали комфортную среду. Вот химчистка очень хорошо работает на Курском вокзале, а на Павелецком вокзале есть коворкинг - места на полгода вперед расписаны.     - У вас есть понимание, что делать с бездомными, которые постоянно живут на вокзалах? Коворкинг - это прекрасно, но такое соседство отпугнет клиентов.     - Если вы обратите внимание, то их количество на вокзалах и вокруг них резко сократилось. Не потому, что мы их кудато убрали. А потому, что мы грамотно реконструируем вокзалы. Я в свое время вступал в полемику с некоторыми ответственными людьми и говорил им: вот посмотрите, как только мы реконструируем вокзалы, количество бомжей резко сократится. Им в чистом, хорошо освещенном вокзале будет некомфортно, и они уйдут. Например, в будущем мы переделаем концепцию залов ожидания. Вместо лавок, на которых можно было улечься в полный рост, - комфортные чистые кресла. Многие залы ожидания вообще будут совмещены с фудкортами со столиками. Хочешь - покупай еду, хочешь - просто так сиди. На Савеловском, например, кафе совмещено с залом ожидания. Плюс мы активно занимаемся привокзальной территорией. Раньше криминал заправлял на вокзалах, и понятно, что этих людей - бездомных, только вышедших из тюрем - активно использовали. За деньги или даже просто так, за выпивку или что еще. Сейчас этой привлекательной среды нет.     - Что происходит с подземным переходом на трех вокзалах? Это одно из наиболее криминогенных мест в центре Москвы, более чем «привлекательная среда»…     - Мы предлагаем передать переход нам в управление, активно контактируем с городом. Но пока нам его не передают. Переход продолжает находиться в ведомстве «Гормоста».     - У вас лично есть какой-то свой любимый вокзал, на который вы ориентируетесь, когда начинается реконструкцию или новое строительство в России?     - Нет, потому что в каждом вокзале я пытаюсь найти интересные проекты и решения, которые можно было бы реализовать у нас. Например, Берлинский вокзал мне интересен из-за чисто технологических решений. Он пятиуровневый. Токийский вокзал в Японии - настоящий небоскреб … Италия, Испания - у них свои фишки. В Испании есть дендропарк на территории вокзала. В Италии они смогли совместить древнеримскую историю и интегрировать в современную структуру. В Америке - огромные залы. У нас на вокзалах есть то, чего нет в Европе. Было приятно услышать на встрече с французской делегацией, которая посетила картинную галерею на Казанском вокзале, что ничего подобного они в Европе не видели.     - А французы отметили, что на российских вокзалах в отличие от европейских есть православные часовни?     - Не отметили, но это действительно отличает нас от Европы. Я считаю, что для российской истории это довольно яркая особенность. Мы многоконфессиональная страна, это вопрос тонкий, мы стараемся глубоко в него не интегрироваться.     - Сколько по России сегодня часовен при вокзалах?     - Больше ста. В Казани у нас и молельная комната есть. Мы создаем для потребителей любой спектр услуг. Это даже не услуга. Скорее возможность человека почувствовать себя комфортно на вокзале. Сейчас мы реконструируем Ленинградский, там тоже появится часовня.     - За чей счет идет строительство часовен на вокзалах?     - За счет меценатов.     - А платят ли церковные лавки, которые сегодня тоже в большом количестве на вокзалах представлены, арендную плату?     - У нас с Патриархией подписано соглашение, согласно которому они не платят аренду. Газета «Московские новости» 04.12.20112
ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-
СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР

8 800 775 00 00

Контакты центра содействия мобильности:

8 (800) 775-00-00,
доб. 1 (в тоновом режиме), 
по России бесплатно

+7 (499) 605-20-00
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

электронный адрес:

info@rzd.ru

Георгий Геворкян @georgiigevorkian_
Аккаунт начальника Дирекции железнодорожных вокзалов в Инстаграм